Дата-центры не видят отечественное

29 июня 2016

В российских дата-центрах практически отсутствует очественное оборудование. Такой вывод сделали опрошенные TelecomDaily игроки рынка. В рамках политики импортозамещения компании отказываются от западных брендов в пользу... куда более дешевых азиатских.

«В денежном выражении процент отечественного оборудования, использующегося в ЦОДах, крайне незначительный, существенно меньше 10%», - приводит цифры руководитель департамента IT и облачных сервисов J'son & Partners Сonsulting Александр Герасимов.

«В части систем инженерной инфраструктуры процент отечественного оборудования в российских дата-центрах составляет менее 10%», - приводит свои данные руководитель отдела инженерной инфраструктуры компании «ЛАНИТ-Интеграция» Юрий Гурковский.

«Коммерческий рынок отечественного высокотехнологического оборудования на сегодняшний день практически отсутствует», - констатирует генеральный директор телекоммуникационной компании «Миран» Игорь Ситников. «В стране не имеется высокотехнологичных разработок и производств», - называет причину руководитель ЦОД Linxdatacenter Санкт-Петербург Тарас Чирков.

«Мой опыт и наблюдения за реализацией решений при строительстве ЦОДов показывает, что никто не использует оборудование отечественных производителей для построения сетевой, телекоммуникационной, климатической или энергетической инфраструктуры», - рассказал технический директор СПб филиала "ВестКолл" Александр Фрейдкин.

Тем не менее, какие-то отечественные составляющие в дата-центрах все же встретить можно. «Это технологически несложная часть инфраструктуры, например, кабели (электрика, СКС), освещение», - говорит Тарас Чирков. Юрий Гурковский из российского вспомнил конструктивы коммутационных шкафов/стоек, системы газового пожаротушения, вентиляционные установки, кабель-каналы, вентиляционные короба. «Есть варианты сборочного производства, например, кондиционеров, но компоненты, составляющие основную часть себестоимости (компрессоры, теплообменники, арматура), остаются импортными», - отмечает Сергей Мищук.

«В корпоративных и облачных ЦОД встречаются сервера российской сборки», - отметил Александр Герасимов.
«Доля отечественного оборудования, используемого в дата-центрах, составляет 15-18%, - подсчитал Игорь Ситников. – При этом стоимость данного оборудования ничтожна по сравнению с затратами на покупку основной «начинки» ЦОД: источников бесперебойного и гарантированного питания, устройств поддержки климата, мониторинга и т.д.».

В компании «Рикор», являющейся российским производителем серверов, отмечают, что в целом подавляющая доля ИТ-оборудования в России, даже российских брендов – иностранного производства. «Зачастую продукция, представляемая как российская, по факту является сборкой иностранных комплектующих, - подтверждает Михаил Луковников, директор дата-центра "ТрастИнфо" (ГК "Ай-Теко"). - И такая ситуация сохранится в ближайшее время, так как отечественное оборудование должно не только появиться, но и зарекомендовать себя в глазах и поставщиков услуг ЦОД, и клиентов».

"Практически все инженерное и ИТ-оборудование в дата-центрах «Селектел» зарубежного производства. Из-за девальвации рубля этот факт заметно сказывается на бизнесе, главным образом — увеличением срока окупаемости капитальных вложений. Ведь цены на конечные услуги в рублях растут непропорционально росту курса валюты. Несмотря на это, мы не собираемся решать эту проблему за счет роста тарифов, чтобы не ставить клиентов «Селектел» в непростое положение. Отечественное оборудование мы используем в системах физической и пожарной безопасности. Кроме того, для учета расхода электроэнергии применяем приборы российско-израильской компании, которая локализовала производство в России", - рассказал TelecomDaily представитель сети дата-центров "Селектел".

«На пути популяризации российского оборудования среди отечественных ЦОД есть еще один сдерживающий фактор, - считает Сергей Мищук. - У операторов накоплена большая экспертиза по работе с иностранным оборудованием. Переход на российские аналоги потребует от операторов временных затрат на изучение возможностей и особенностей отечественного оборудования».

Как отмечают в компании Inoventica, в рамках контракта с зарубежным поставщиком часть заемных средств может быть направлена на покупку отечественного оборудования и программного обеспечения. «Так, например, в 2014 году финансовое подразделение мирового ИТ-гиганта открыло для Inoventica кредитную линию в рублях на 5 лет. Не менее 30 % средств, полученных в рамках кредита, были направлены на покупку оборудования отечественной компании «Т8», - говорят в Inoventica и добавляют, что отечественные поставщики по такой схеме не работают».

В «Рикоре» также серьезным препятствием на пути отечественных производителей ИТ-оборудования видят массовый переход российских заказчиков на азиатские бренды из-за их относительно низкой цены и «нейтралитета» к политике санкций.

«Именно азиатские бренды демонстрируют наибольший рост поставок в 2014-2015 гг.», - добавляет вице-президент «Рикора» Борис Иванов. Однако параллельно с этим в «Рикор» указывают на рост числа госструктур, готовых использовать российские аппаратные комплексы. «Среди таких организаций – Государственная дума, Министерство промышленности и торговли, Министерство здравоохранения. Также выражают заинтересованность компании банковской и телекоммуникационной отрасли», - говорит Борис Иванов.

Источник: "TelecomDaily"